История МБОУ СОШ №9

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

9 Школа сегодняТо, о чём мы Вам расскажем,
Все как следует знать должны,
Ведь история школы нашей –
Часть истории нашей страны.
Наша школа повсюду с нами,
Не стареет она, растёт!
А история – это память,
Убегающая вперёд…

   У каждого из нас есть свои корни, свои истоки… и школа наша также пережила много на своём веку.
   Так как же всё начиналось?...
   В 1882 году в станице Баговской была открыта школа. В течение трёх лет школа была одноклассной и помещалась в одной комнате. Основным предметом был Закон Божий. В школе учились дети зажиточных казаков. Девочки в то время почти не учились, детей иногородних в школу не принимали, а с 1886 года стали зачислять при условии уплаты за обучение 5 рублей за год.56   С 1885 года в станице было открыто трёхклассное училище. Учителем на все три класса был Януш (грек по национальности), присланный из Екатеринодара. Обучалось 40 учащихся.
   Царское правительство на народное образование тратило ничтожное количество средств. Население станицы вынуждено было в 1908 году на свои средства построить школьное здание на две классные комнаты.
   После установления в Баговской советской власти школа была отделена от церкви и Закон Божий исключили из программы. Этот учебный год был коротким: с апреля по июнь 1918 года.
   Контрреволюционное выступление белогвардейцев во главе с Корниловым, Деникиным и другими сорвало дальнейшее строительство советской власти. При власти белых с осени 1918 года по март 1920 года в школе вновь учились по прежней программе – был восстановлен Закон Божий.
   С 1921 года сельский совет и учителя школы начали большую работу по ликвидации неграмотности и малограмотности взрослого населения станицы. С 1926 года был открыт 4 класс. В школе стало 7 классов, но была она начальная. Размещалась школа в 6 зданиях, неприспособленных к занятиям. В холодное время года занятия часто срывались из-за плохого отопления, из-за разлива рек весной и осенью. Мостов через реки Ходзь и Гурмай тогда не было, а переброшенные «кладки» представляли опасность, особенно когда брёвна обледенеют. Весенний и осенний паводки уносили эти «кладки», тогда работа школы почти прекращалась. Бедна была школа учебным оборудованием и мебелью. Из учебного оборудования был 1 глобус, несколько старых карт и счёты. Никаких картин, таблиц, детской художественной литературы не было. В классных комнатах стояли столы – козлы, деревянные скамьи заменяли стулья.
   В 1932 – 1933 учебном году в станице была организована ШКМ (5 класс), заведующим которой был учитель Шавелев Иван Петрович. Из-за отсутствия финансирования школа в 1933 году была закрыта, а учащиеся, закончившие 5 класс, поступали в Переправненскую или Губскую школы.
   Весной 1933 года школа завела своё хозяйство: колхоз выделил пару лошадей и несколько гектаров земли. На ней силами учителей и учащихся сеяли пшеницу, подсолнечник, кукурузу, фасоль, сажали картофель. Год был трудным, поэтому часто наиболее нуждающимся учащимся школа выдавала из своих запасов продукты на дом, а для всех учащихся ежедневно были организованы горячие завтраки. Часть продуктов урожая школа продавала и на эти деньги покупала самое необходимое оборудование. Это были дополнительные средства к тем, что школа получала по смете. Из собственных средств школа покупала беднейшим ученикам одежду и обувь.
   В 1938 году была открыта семилетняя школа, которая оказалась не укомплектована учителями. Тогда РОНО некоторых учителей из начальных классов перевёл в старшие. К 1940 году школа уже имела достаточно оборудования, был сделан ремонт, поставлены новые печи.
   В годы войны школа понесла большой урон. В период временной немецко-фашистской оккупации с августа 1942 года по 23 января 1943 года школа не работала. Гитлеровцы в здании школы устроили конюшню. Почти вся мебель была разбита и сожжена. Сохранилось 2 – 3 десятка парт в центральном здании, а в здании за Ходзем не оставалось ничего. Книги, учебники, картины, таблицы – всё было уничтожено или растащено. После оккупации учителя ходили по домам и собирали всё, что можно было собрать: старые учебники, книги, картины, карты, бумагу, части разломанных парт, кусочки оконного стекла. Выручали станичники-фронтовики. Они присылали посылки с ученическими тетрадями.
   Сильно изменился состав старших классов. Многие юноши ушли со школьной скамьи на фронт, другие бросили школу, чтобы работать. Это было очень трудное время.
   С 1945 года коллектив учащихся и учителей работал в четырёх старых зданиях, расположенных далеко друг от друга, что вызывало большое затруднение в работе.
   Рос коллектив учащихся, рос и коллектив учителей. В 1954 году в школе работал 21 педагог. Первый выпуск 10 класса (10 человек) пришёлся на весну 1954 года.
   С 1958 по 1962 год школа была неполной средней, поэтому выпускного 10 класса не было.
   Минули тяжёлые годы восстановления. Условия работы в школе заметно изменились к лучшему. В 1958 году в Баговской началось строительство нового здания школы.23 Торжественное открытие нового здания школы     Торжественное открытие нового здания школы. 30 августа 1960 года. 4 Фасад основного корпуса несколько лет спустяФасад основного корпуса новой школы несколько лет спустя.

   Школа теперь располагалась в двух зданиях: в основном корпусе и за рекой Гурмаем. Старшие классы приходилось размещать в двух зданиях и учителя за перемены между уроками почти бегом переходили из одного здания в другое, преодолевая на своём пути две речки, мостов через которые так и не было.
Школа продолжала строиться. У основного корпуса построили ещё два здания, школа стала работать в одну смену. Для всех было организовано горячее питание. Работало две группы продлённого дня. Значительно улучшилось качество преподавания. Все уроки проводились в предметных кабинетах, основная масса учителей имела высшее образование.
   В 1922 году была создана первая комсомольская организация, куда входило 18 человек. Среди них Воробьёв П.Н., Борзаков П.Д., Семенякин Н.А.
   В 1929 году ряды комсомола пополнили Семенякин Р.А., Лукьянов Ф.М., Соколов В.А., Бурлакин Т., Красненко Г., Чистяков А. и другие.
   Секретарём комсомольской организации был Н.Коструба. Комсомольцы вели агитационную работу, боролись с неграмотностью.
   При комсомольской организации был создан пионерский отряд. Первыми пионерами были Соколов И.С., Удалова Р.А., Абуладзе А.П., Шестаков И.С., Климков Т.С и другие.
    Из воспоминаний первого пионера Соколова Ивана Семёновича.
   «В 1929 году мы, пионеры Баговской начальной школы, были направлены на скалу Богатырскую охранять хлеб артели имени Ворошилова. Пионервожатой у нас была Трубилина Е.А., которая последнее время проживала в городе Лабинске. Мы убирали хлеб, собирали колоски и охраняли посевы».5 Встреча с первым пионером Соколовым И    Встреча учащихся с первым пионером станицыСоколовым Иваном Семёновичем (в центре)

   Не одно поколение выпускников хранит добрую память об учителях, работавших в непростое, но интересное время. И с большим удовольствием слушают рассказы учителей о прошлом школы.
   Из воспоминаний учителя немецкого языка Каршиной Любовь Семеновны.6 Первые педагоги школы

      (первый год работы 1960-1961 учебный год, стоит справа)

   «Работать в Баговской школе № 20, которая находилась в подчинении Псебайского РОНО, я начала 15 августа 1960 года. В 1962 году нас присоединили к Лабинскому РОНО и стали мы школой № 60. В 1975 году мы стали школой № 9 Мостовского РОНО.7 Педагогический коллектив 1962 1963 уч. год

     (педагогический коллектив в 1962-1963 учебном году)

   С 1968 года по 1974 год я работала завучем.
  В эти годы в школе было около 670 человек учащихся, по 2-3 параллели классов, учителей было 30 человек.
Директором школы в 1960 году был Семенов С.Р. В новом здании занятия шли в две смены, классных комнат не хватало, и поэтому за рекой Гурмай функционировало деревянное здание с тремя классными комнатами. Два класса начальной школы учились в бараке на углу ул. Центральной и ул. Горького. В классах было по 35-40 человек. В этом бараке располагались маленькая лаборатория и школьная библиотека. В это время сразу начали строить новое каменное здание на пять классных комнат. Весной 1961 года учителя и родители штукатурили это здание, и уже через год там занимались ученики. Однако для занятий в одну смену классов там не хватало. И при директоре Ревякине И.С. построили 3-е здание, где разместили начальные классы, библиотеку и краеведческий музей. Позже построили здание школьной столовой, а до этого был маленький буфет в сарае. Все здания отапливались дровами, затем сделали центральное отопление.
   Очень долго в станице Баговской не было электроэнергии. Был движок, который заводили в шесть часов вечера и выключали в одиннадцать часов вечера, а утром включали на два часа.
   Учителя ходили на педсовет вечером, посещали семьи один раз в четверть. Обязательно должны были участвовать в художественной самодеятельности. Вместе с детьми ходили на предприятия с поздравлениями.8 Репетиция в актовом зале школы 1963 год   (педагогический коллектив на репетиции в актовом зале школы)

   Коллектив был дружный и трудолюбивый, жители станицы относились к нам с уважением.
   В школе был хороший краеведческий музей, который посещали жители. Музей располагался сначала в 3-корпусе, а затем в старом здании сельского совета.
В 1960 году в ст. Баговской был колхоз. И вот мы в конце мая вместе с учениками 5-7 классов с утра пешком шли с тяпками, ведрами на х. Кизинку, где высаживали рассаду помидоров и капусты. Девочки сажали, а мальчики носили воду для поливки. После работы все купались в реке Ходзь и отправлялись домой. В то время в школе была одна бричка, на которой подвозили дрова от железной дороги к школе. Сами грузили, сами разгружали. Позже появилась машина, и шофер стал самым нужным человеком.
   Вот такой трудной, но очень интересной была наша жизнь».

Школа сегодня9 Школа сегодня  Полное наименование – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 станицы Баговской муниципального образования Мостовский район.
   В 2011 году школа получила бессрочную лицензию на образовательную деятельность школы. Режим работы в школе односменный, пятидневный для общеобразовательных классов, шестидневный для профильного класса.
   На сегодняшний день в школе обучается 100 человек.
   Учитель – профессия особая. В своей жизни мы встречаем людей разных профессий. Кто-то выращивает хлеб, кто-то лечит людей, кто-то продаёт продукты. Все они когда-то учились в школе: и шофёр, и летчик, и хлебороб, и космонавт, и президент… И все они своих строгих, мудрых учителей вспоминают с особым чувством, потому что достижениями, успехом в жизни во многом обязаны им.